Многие водители пренебрегают периодической диагностикой и обслуживанием АКБ, что порой значительно уменьшает срок службы батареи. Поэтому в данной статье подробно расскажем, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность. Простые методы диагностики помогут вам понять, в каких сервисных работах нуждается АКБ и как скоро потребуется покупка новой аккумуляторной батареи.
Содержание
Первичную диагностику следует начинать с визуального осмотра. На что стоит обратить внимание в первую очередь:
Чтобы не сделать ложный приговор АКБ, обязательно обратите внимание на наличие окислов на выводах аккумулятора и степень затяжки клемм. Окислы, неплотное прилегание клемм к выводам батареи повышают сопротивление, вследствие чего ухудшается прохождение тока в цепи. Влияет это в первую очередь на работу наибольшего потребителя – стартера, а также на степень зарядки АКБ генератором. Очистить клеммы можно наждачной бумагой, надфилем.
Величина электродвижущей силы (ЭДС), возникающей вследствие протекания электрохимической реакции внутри корпуса батареи, является одним из главных параметров при оценке работоспособности аккумулятора автомобиля, который легко можно проверить, об этом читайте ниже. Имена величина ЭДС характеризует разность потенциалов, возникающую между положительным и отрицательным выводами АКБ. Наиболее доступный способ проверки ЭДС в домашних условиях – измерение напряжения на выводах аккумулятора. Согласно Международной системе измерения (СИ), напряжение измеряется в вольтах.
Итак, разберемся более подробно, как проверить заряд аккумулятора:
Режимы работы мультиметра.
Конструкция обслуживаемый аккумуляторных батарей предполагает наличие пробок, которые позволяют проводить сервисные операции и, при необходимости, проверять АКБ на работоспособность. Первым делом необходимо оценить уровень электролита в каждой из секций. Для сохранности положительных и отрицательных пластин уровень электролита в АКБ должен быть на 10-12 мм выше краев пластин.
Для проверки количества электролитической жидкости используется уровнемерная трубка. В домашних условиях таким прибором может послужить трубка из-под сока либо корпус шариковой ручки. Опустите трубку к пластинам, после чего плотно герметизируйте ответную часть трубки. Заполненная электролитом часть трубки покажет уровень жидкости внутри секции. При необходимости для поднятия уровня электролита можно использовать дистиллированную воду.
Уровень электролита можно определить с помощью стеклянной трубки.
Происходящие внутри аккумулятора электрохимические процессы значительно зависят от соотношения серной кислоты и дистиллированной воды. Измерить плотность можно ареометром. Разумеется, если модель АКБ необслуживаемая, о чем говорит отсутствие сервисных пробок, всякое вмешательство по части электролита невозможно.
Для измерения плотности в приборе используется поплавок с градуированной шкалой – ареометр. Градуировка рассчитывается согласно удельному весу электролитической жидкости в системе СГС (г/см3). Эталонной плотностью электролита заряженного аккумулятора при температуре +15º считается 1,27-1,28 г/см3. Плотность зависит не только от соотношения серной кислоты к дистиллированной воде, но и от температуры жидкости. Из таблицы вы можете увидеть степень поправки к показанию ареометра в зависимости от температурного режима.
К показаниям ареометра необходимо добавлять поправку для точного измерения плотности.
Измерив плотность электролита, вы можете рассчитать степень заряженности АКБ и температуру замерзания электролитической жидкости. Для повышения плотности в секцию необходимо добавить раствор серной кислоты. Снижения концентрации аккумуляторной кислоты можно добиться добавлением дистиллированной воды.
Зависимость степени заряженности батареи от плотности электролита и напряжения.
Полноценное диагностирование исправности аккумулятора без проверки нагрузочной вилкой невозможно. Прибор предназначен для замеров падения напряжения АКБ при имитации нагрузки. Нагрузочная вилка помогает в реальном времени посмотреть, как батарея реагирует на включение потребителей, что позволяет сделать вывод о ее продуктивности и живучести. Простейшие варианты прибора представляют собой встроенный вольтметр и нагрузочную спираль, которая и призвана имитировать реальные потребители тока. Главные отличия разных моделей нагрузочных вилок кроются в величине нагрузки и диапазоне измерения.
Каждый аккумулятор имеет допустимую величину разрядного тока (указывается в технической документации к АКБ), которую не следует путать с пусковым током аккумулятора. При испытаниях работоспособности батареи нагрузочной вилкой величина нагрузки не должна превышать допустимый уровень разрядного тока.
Для подбора оптимальной нагрузки можно воспользоваться формулой:
Где Сакб – емкость аккумулятора (часто указывается на корпусе), tразр – время разрядки. Полученное значение будет n-часовым режимом разряда. Чтобы не утруждать вас поиском и расчетом переменных, скажем, что определить состояние аккумулятора емкостью до 100 Ач можно с помощью токовой нагрузки 100 А (именно такие приборы более всего распространены на рынке).
Чтобы проверить автомобильный аккумулятор под нагрузкой, необходимо выполнить следующие действия:
Степень заряженности батареи можно определить, ориентируясь на данные из таблицы.
Таблица для расчетов при проверке АКБ нагрузочной вилкой.
Предлагаем посмотреть видео, на котором демонстрируется проверка аккумулятора описанными выше методами.
© 2011 - 2023 Про Тачку. Все права защищены.