Проверка работоспособности автомобильного аккумулятора

Многие водители пренебрегают периодической диагностикой и обслуживанием АКБ, что порой значительно уменьшает срок службы батареи. Поэтому в данной статье подробно расскажем, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность. Простые методы диагностики помогут вам понять, в каких сервисных работах нуждается АКБ и как скоро потребуется покупка новой аккумуляторной батареи.

осмотр корпуса батареи

Визуальный осмотр

Первичную диагностику следует начинать с визуального осмотра. На что стоит обратить внимание в первую очередь:

  • запотевания электролита, влага и плотные грязевые отложения на корпусе между клеммами. Подобные отложения приводят к ускоренному саморазряду АКБ. Удалить запотевания электролита можно щелочным раствором (для приготовления растворите 5 г соды в 100 г воды). При удалении загрязнений смоченной в растворе ветошью обязательно наденьте перчатки! Если в местах пробок со временем опять появится электролит, проверьте, хорошо ли закручены пробки секций АКБ. Постоянное образование запотеваний может свидетельствовать о перезаряде, вследствие неисправности реле регулятора напряжения генератора;
  • трещины в корпусе. Трещины, повлекшие разгерметизацию емкости для электролита, проявляют себя характерными запотеваниями вокруг зоны разломов. Если проверка проводится на машине, то вам обязательно следует выяснить причину, повлекшую за собой повреждения корпуса. Это может быть как неисправность реле регулятора напряжения, повлекшая за собой перезаряд батареи, закипание электролита и, как следствие, повышение внутреннего давления, так и банальное отсутствие надежного крепления батареи, из-за чего пластиковый корпус испытывает ударные нагрузки.

Важно! АКБ с треснувшим корпусом является не пригодной к эксплуатации! Негерметичность корпуса приводит к постоянному вытеканию электролита, который является токсичным химическим веществом и может нанести вред как человеческому здоровью, так и лакокрасочному покрытия деталей кузова.

Надежность контактов

Чтобы не сделать ложный приговор АКБ, обязательно обратите внимание на наличие окислов на выводах аккумулятора и степень затяжки клемм. Окислы, неплотное прилегание клемм к выводам батареи повышают сопротивление, вследствие чего ухудшается прохождение тока в цепи. Влияет это в первую очередь на работу наибольшего потребителя – стартера, а также на степень зарядки АКБ генератором. Очистить клеммы можно наждачной бумагой, надфилем.

Проверка степени зарядки

Величина электродвижущей силы (ЭДС), возникающей вследствие протекания электрохимической реакции внутри корпуса батареи, является одним из главных параметров при оценке работоспособности аккумулятора автомобиля, который легко можно проверить, об этом читайте ниже. Имена величина ЭДС характеризует разность потенциалов, возникающую между положительным и отрицательным выводами АКБ. Наиболее доступный способ проверки ЭДС в домашних условиях – измерение напряжения на выводах аккумулятора. Согласно Международной системе измерения (СИ), напряжение измеряется в вольтах.

Итак, разберемся более подробно, как проверить заряд аккумулятора:

  • с помощью мультиметра. Для измерения подойдет самый дешевый универсальный прибор. Проверка проводится в режиме измерения постоянного тока (DCV), передел измерения – до 20 В. Подключите щупы к прибору согласно инструкции, после чего плюсовой (красный) вывод мультиметра присоедините к положительному выводу АКБ, а минусовой щуп к отрицательному выводу. Проверка зарядки мультиметром производится без нагрузки, поэтому все электроприборы должны быть выключены, двигатель заглушен. Нормальным считается напряжение в районе 12,6-12,7 В. Сложно точно сказать, какое минимальное напряжение достаточно для запуска двигатель, ведь многое зависит от состояния двигателя, погодных условий и типа агрегата (для запуска ДВС цикла Дизеля всегда требуется больший стартерный ток). Таков же принцип проверки напряжения аккумулятора с помощью аналогового вольтметра. Разумеется, что для личного пользования универсальный цифровой прибор гораздо удобней;
  • рассчитать степень заряда, измерив плотность электролита.
прибор для измерения напряжения

Режимы работы мультиметра.

Уровень электролита

Конструкция обслуживаемый аккумуляторных батарей предполагает наличие пробок, которые позволяют проводить сервисные операции и, при необходимости, проверять АКБ на работоспособность. Первым делом необходимо оценить уровень электролита в каждой из секций. Для сохранности положительных и отрицательных пластин уровень электролита в АКБ должен быть на 10-12 мм выше краев пластин.

Для проверки количества электролитической жидкости используется уровнемерная трубка. В домашних условиях таким прибором может послужить трубка из-под сока либо корпус шариковой ручки. Опустите трубку к пластинам, после чего плотно герметизируйте ответную часть трубки. Заполненная электролитом часть трубки покажет уровень жидкости внутри секции. При необходимости для поднятия уровня электролита можно использовать дистиллированную воду.

методы измерение уровня электролита

Уровень электролита можно определить с помощью стеклянной трубки.

Измерение плотности электролита

Происходящие внутри аккумулятора электрохимические процессы значительно зависят от соотношения серной кислоты и дистиллированной воды. Измерить плотность можно ареометром. Разумеется, если модель АКБ необслуживаемая, о чем говорит отсутствие сервисных пробок, всякое вмешательство по части электролита невозможно.

Для измерения плотности в приборе используется поплавок с градуированной шкалой – ареометр. Градуировка рассчитывается согласно удельному весу электролитической жидкости в системе СГС (г/см3). Эталонной плотностью электролита заряженного аккумулятора при температуре +15º считается 1,27-1,28 г/см3. Плотность зависит не только от соотношения серной кислоты к дистиллированной воде, но и от температуры жидкости. Из таблицы вы можете увидеть степень поправки к показанию ареометра в зависимости от температурного режима.

вычисление поправки

К показаниям ареометра необходимо добавлять поправку для точного измерения плотности.

Измерив плотность электролита, вы можете рассчитать степень заряженности АКБ и температуру замерзания электролитической жидкости. Для повышения плотности в секцию необходимо добавить раствор серной кислоты. Снижения концентрации аккумуляторной кислоты можно добиться добавлением дистиллированной воды.

Важно! Электролит является крайне токсичным веществом, поэтому при обслуживании АКБ обязательно используйте плотные резиновые перчатки, респиратор. Все работы желательно проводить в хорошо проветриваемом помещении.

таблица плотности электролита

Зависимость степени заряженности батареи от плотности электролита и напряжения.

Проверка под нагрузкой

Полноценное диагностирование исправности аккумулятора без проверки нагрузочной вилкой невозможно. Прибор предназначен для замеров падения напряжения АКБ при имитации нагрузки. Нагрузочная вилка помогает в реальном времени посмотреть, как батарея реагирует на включение потребителей, что позволяет сделать вывод о ее продуктивности и живучести. Простейшие варианты прибора представляют собой встроенный вольтметр и нагрузочную спираль, которая и призвана имитировать реальные потребители тока. Главные отличия разных моделей нагрузочных вилок кроются в величине нагрузки и диапазоне измерения.

Каждый аккумулятор имеет допустимую величину разрядного тока (указывается в технической документации к АКБ), которую не следует путать с пусковым током аккумулятора. При испытаниях работоспособности батареи нагрузочной вилкой величина нагрузки не должна превышать допустимый уровень разрядного тока.

Для подбора оптимальной нагрузки можно воспользоваться формулой:

формула расчета режима разряда

Где Сакб – емкость аккумулятора (часто указывается на корпусе), tразр – время разрядки. Полученное значение будет n-часовым режимом разряда. Чтобы не утруждать вас поиском и расчетом переменных, скажем, что определить состояние аккумулятора емкостью до 100 Ач можно с помощью токовой нагрузки 100 А (именно такие приборы более всего распространены на рынке).

Чтобы проверить автомобильный аккумулятор под нагрузкой, необходимо выполнить следующие действия:

  1. измерить напряжение без нагрузки (прибор работает в режиме вольтметра);
  2. включите нагрузку, зафиксируйте напряжение в конце 5-ой секунды измерения.

Степень заряженности батареи можно определить, ориентируясь на данные из таблицы.

таблица для вычисления заряда

Таблица для расчетов при проверке АКБ нагрузочной вилкой.

Предлагаем посмотреть видео, на котором демонстрируется проверка аккумулятора описанными выше методами.

Читайте также:

  • Стук в рулевой рейкеСтук в рулевой рейке

    Рейка является составной частью рулевого управления автомобиля. Каждая автомобильная деталь имеет определенный ресурс работы, рулевая рейка в этом плане не является исключением. Рабочее состояние механизм может сохранять порядка 100 тыс. км. Тем не менее, никто не застрахован от преждевременного возникновения проблем, связанных с рулевой рейкой. Наиболее частой из них является как раз стук в ...

  • Каталитический нейтрализаторКаталитический нейтрализатор

    Одним из современных требований, которые предъявляются к автомобилям, являются нормы токсичности их выхлопных газов. Мировое сообщество крайне обеспокоено темпами повышения углекислых газов, которые провоцируют глобальное потепление. Так как автомобиль является основным источником загрязнения окружающей среды, большинство стран вводит определенные эко-стандарты для машин. Чтобы ...

  • Виды подвесок автомобиляВиды подвесок автомобиля

    Одной из основных составляющих любого автомобиля является его подвеска. Подвеска в совокупности с другими агрегатами составляет шасси автомобиля и обеспечивает соединение кузова с дорогой. В этой статье рассмотрены основные типы подвесок ...

© 2011 - 2017 Про Тачку. Все права защищены | Контакты