Люди часто говорим о том, что двигатель внутреннего сгорания – это сердце автомобиля. Но мы хотим изменить этот стереотип. Если ссылаться на тот же медицинский манер, двигатель – это сердечнососудистая система, а вот сердцем является кривошипно-шатунный механизм. Именно он выполняет главенствующую роль – преобразовывает ход поршня из ВМТ в НМТ во вращательное движение.
Составляющими частями кривошипно-шатунного механизма двигателя являются: ГБЦ, поршень, шатун, коленчатый вал, маховик.
ГБЦ размещает в себе газораспределительный механизм, камеру сгорания, в которую впускной клапан закачивает топливно-воздушную смесь, и из которой выпускной клапан выпускает уже отработанные газы. От характеристик ГБЦ зависит мощностной показатель двигателя автомобиля, поэтому данный элемент имеет ключевую важность среди всего КШМ. Более подробно об особенностях ГБЦ говорилось нами ранее.
Поршень двигатель – отвечает за преобразование давления газов, которое образуется в цилиндрах в механическую энергию. Как правило, вместе с поршнем рассматривают и другой важный элемент КШМ – шатун. Поршень с шатуном соединяются посредством поршневого пальца и обе этих детали образуют поршневую группу. Ранее мы также говорили об особенностях поршня и шатуна, рассматривали особенности их конструкции и характер работы, поэтому не будем останавливаться на этом подробно.
Составной деталью кривошипно-шатунного механизма является и коленвал. Он приводится в движение благодаря ходу поршня и, таким образом, осуществляет вращение. В зависимости от характеристик коленчатого вала, можно изменить динамику и мощностные показатели мотора, сделать его более тяговитым, либо же увеличить предел максимальной скорости. Более подробно о коленчатом вале вы узнаете здесь.
Наконец, маховик двигателя. Он тоже считается важной частью КШМ. Маховик гасит всю вибрацию, которая возникает в результате неровной работы двигателя, а также осуществляет вращение коленвала при запуске мотора. Разделяют несколько типов маховиков, о чем мы говорили ранее.
Особенность работы КШМ проста в восприятии. Все начинается с подачи смеси через клапана в каналах ГБЦ. Когда поршень доходит до ВМТ, смесь взрывается, что силой толкает поршень вниз. А теперь представьте этот процесс работы для 4-х цилиндров. Движение всей поршневой группы провоцирует вращение коленвала. Так как на коленчатом валу с одной стороны установлен маховик, процесс вращения передается далее – на КПП и ось автомобиля.
Все было бы предельно просто, если бы не нужно было проводить расчет кривошипно-шатунного механизма. Здесь все устроено гораздо сложнее, так как расчеты определяют прочность, вес деталей, их размеры. Но это уже забота специалистов. Ваша задача – понять, что такое КШМ и какую функцию он выполняет. Надеемся, что вы справились с этим.
© 2011 - 2023 Про Тачку. Все права защищены.