Методы проверки уровня электролита в аккумуляторных батареях разного типа


Считается, что современные аккумуляторные батареи не требуют особого контроля и функционируют без какого-либо обслуживания до окончания срока эксплуатации. Отчасти это так – если эксплуатация происходит в нормальных условиях, делать ничего не нужно. Однако при экстремальной езде, частых циклах разрядки/зарядки количество жидкости постепенно снижается, что приводит к уменьшению емкости батареи. В статье расскажем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе. Также вы узнаете, сколько должно быть этой жидкости в аккумуляторной батарее с разной емкостью. Эта информация поможет купить именно столько электролитического раствора, сколько нужно в вашем случае.

обслуживание элемента питания


Способы определения уровня в необслуживаемом источнике питания

Условно АКБ можно разделить на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В последнем случае конструкцией не предусмотрен доступ к отсекам и производители не рекомендуют самостоятельно вскрывать корпус. В противном случае вы нарушите герметичность, а качественно запаять пластмассовый корпус вряд ли сможете. Подобная манипуляция приведет к тому, что АКБ придется выбросить. В необслуживаемой батарее определить количество электролитической смеси можно двумя способами.

По контрольным меткам

На корпусе таких элементов питания есть метки «min» и «max», нанесенных на овальный глазок из прозрачного материала. Уровень электролита должен быть между этими отметками. Если он ниже – значит, часть дистиллированной воды испарилась или вытекла через предохранительные клапаны. Обычно это происходит при неправильной зарядке либо по истечении срока эксплуатации, регламентированного производителем.

Если глазка нет – осмотрите внимательно поверхность корпуса. Обычно он изготавливается из прозрачной пластмассы, а на одной из сторон будет нанесена шкала. Отметки будут такими же, как на прозрачном глазке.

По индикаторам

Современные модели импортных и отечественных АКБ могут быть оснащены индикаторами. В народе их называют «магическим глазом». Индикатор меняет цвет в зависимости от величины заряда и плотности электролитической смеси.

Чтобы проверить уровень раствора в автомобильном аккумуляторе, оснащенным индикатором, воспользуйтесь нашей инструкцией.

  1. С помощью чистой тряпки тщательно удалите грязь и пыль возле индикатора.
  2. Слегка постучите пальцем по индикатору (так вы удалите пузырьки кислорода и сможете лучше увидеть цвет.
  3. Посмотрите, какой цвет появился на индикаторе.

Зеленый указывает на то, что уровень в норме, заряд максимальный. Белый – необходимо подключить ЗУ. Красный – повышенная кислотность раствора. Возникает, если количество воды снизилось.

Данный способ контроля самый неточный, им можно пользоваться только в случае, если АКБ необслуживаемая и другие методы диагностики недоступны.

Способы контроля жидкости в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемый элемент питания сконструирован так, чтобы все необходимые работы владелец смог провести самостоятельно. Определить уровень жидкости в банках АКБ такого типа можно с большей точностью и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Есть два способа контроля количества электролитической смеси в отсеках.

С помощью мерной трубки

Вы можете проверить, сколько электролита осталось в аккумуляторе с помощью нехитрого приспособления, представляющего собой прозрачную трубку, диаметр которой меньше диаметра пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачной шариковой ручки, предварительно открутив колпачки.

Замер проводится в следующей последовательности.

  1. Уберите грязь и пыль вкруг пробок.
  2. Поставьте батарею на ровную горизонтальную поверхность.
  3. Осторожно опустите трубку в отсек, не наклоняя ее.
  4. Зажмите верхнее отверстие пальцем.
  5. Выньте трубку, не убирая пальца, замерьте количество кислотного раствора в ней.

В норме раствор должен покрывать пластины-электроды на 1-1,5 см. Если у вас в трубке столько жидкости – беспокоиться не о чем. Если больше – значит, прошлый в раз вы залили больше чем нужно, откачайте излишки спринцовкой. Меньше – нужно долить воду.

визуальный способ контроля

Какой должен быть уровень электролита в автомобильных аккумуляторах разного типа?

Визуальное определение

Этот способ можно использовать, если конструкцией корпуса предусмотрены специальные выемки внизу горловины. Верхний слой жидкости, касаясь выемок, изгибается. Образуется, так называемый, «мениск» или «глаз». По его расположению можно понять, какой уровень электролита в данный момент. «Глаз» отчетливо видно – уровень в норме, если не видно – объем раствора снижен.

Рекомендуем пользоваться портативным фонариком, чтобы отчетливо увидеть мениск. Некоторые производители делают высокую горловину, поэтому без источника света вы ничего не увидите.


Некоторые автолюбители спрашивают, какой должен быть уровень кислоты или воды в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса не правильная. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. При контрольных мероприятиях можно установить, сколько всего осталось электролитической смеси, а не его составляющих по-отдельности.

Сколько электролита содержится в аккумуляторах разной емкости

В некоторых случаях требуется полностью заменить раствор. Попытка узнать по уровню в банках, сколько требуется купить литров, не даст никакого результата. К сожалению, производители не указывают объем отсеков на корпусных наклейках, поэтому приходится определяться по его емкости.

правила эксплуатации

Зная емкость источника питания, можно без труда вычислить его внутренний объем.

Для этих случаев мы подготовили таблицу соответствия количества раствора к заявленной производителем емкости. Вам нужно лишь найти последнее значение на наклейках или в инструкции.

Тип АКБ

Номинальная емкость (А-ч)

Количество электролита (литры)

6СТ-45

45

3,0

6ТСТ-50

50

3,5

6СТ-55

55

3,8  —

6СТ-60

60

3,8

6СТ-75

75

5,0

6ТСТ-82

82

5,4

6СТ-90

90

6,0

6СТМ-128

128

8,0

6СТ-132

132

8,0

6ТСТ-182

182

11,5

6СТ-190

190

12,0

Приведенные в таблице показатели актуальны для отечественных аккумуляторов. Предельно допустимая погрешность объема электролита не должна превышать +/- 100 г.

Если у вас импортный источник питания – ориентируйтесь на его объем А-ч или на инструкцию производителя. В затруднительных случаях лучше получить консультацию у продавца или автоэлектрика.

Теперь вы знаете, как узнать объем аккумуляторных батарей различной емкости, и сколько купить электролита для его замены. Рекомендуем хотя бы раз в два месяца проверять, сколько жидкости осталось в аккумуляторе, чтобы вовремя заметить проблему и принять меры для ее устранения.

Читайте также:

  • lst4ws92cvd7kПочему возникают хлопки в глушителе и как это устранить?

    Посторонние звуки в глушителе являются явным признаком неисправности одной либо сразу нескольких систем двигателя. Рассмотрим, почему стреляет в глушитель и к чему может привести езда с такой неисправностью, а так же как самостоятельно диагностировать причину. Чтобы понять, по какой причине возникают выстрелы в глушителе, начинать следует с самых азов. Теория газообмена Подробно порядок ...

  • подключение зарядного устройстваОбслуживание и диагностика аккумулятора автомобиля

    Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие ...

  • особенности эксплуатацииЧто такое AGM аккумуляторы и о чем нужно знать автовладельцам

    Большинство автолюбителей считают, что существуют лишь классические кислотно-щелочные аккумуляторы (EFB), более продвинутые расскажут, что есть еще и гелиевые источники питания (GEL). Но мало кто знает о такой технологии для производства аккумуляторных батарей, как AGM. По ценовой шкале такие аккумуляторы находятся где-то посередине между батареями первых двух типов и имеют ряд отличительных ...

© 2011 - 2017 Про Тачку. Все права защищены | Контакты