Должен ли кипеть автомобильный аккумулятор при зарядке — что делать в таком случае


Когда при зарядке аккумулятора кипит электролит – это может выбить из колеи не только начинающих автолюбителей, но и опытных водителей. Подобные процессы у каждой АКБ имеют разную интенсивность: от выделения небольших пузырьков до бурного бурления. Расскажем, почему это происходит, о чем может сигнализировать и какие меры необходимо принимать в подобных случаях.

правильное подключение аккумуляторной батареи

Причины возникновения процесса кипения

Чтобы понять, почему кипит электролит в процессе зарядки, нужно вспомнить школьные курсы химии и физики. В современных автомобилях в качестве источника электроэнергии используются свинцово-кислотные АКБ. Большинство батарей имеет 8 или 6 секций (банок), в каждой из которых расположены свинцовые решетки, погруженные в электролит – водный раствор серной кислоты.


При подключении зарядного устройства начинаются химические реакции. Советским ученым удалось насчитать их около 200, но нас интересует одна – вызывающая «кипение». Когда на свинцовую решетку подается ток, в растворе происходит химическая реакция – электролиз воды. Начинается выделение водорода и кислорода с одновременным повышением плотности электролита.

Это явление и называют «кипением», хотя само определение в этом случае не совсем верно. Температура раствора соляной кислоты не достигает того значения, при котором начинается кипение, а наблюдаемые процессы – это выход гремучего газа (смеси кислорода и водорода).

Получается, что исправный аккумулятор во время зарядки должен «кипеть». Этот процесс указывает на формирование электродвижущей силы и на скорое завершение процесса зарядки. Если нет неисправностей, выделение газов начинается за три часа до завершения зарядки.

Какие действия необходимо предпринимать?

Ответ на этот вопрос зависит от интенсивности выделения газов и времени начала процессов. В исправной батарее газы выделяются при достижении 30 % заряда в банках. Это происходит спустя 2-3 часа после подключения зарядного устройства (ЗУ). По мере повышения плотности электролита будет увеличиваться выделение газа.

В норме не должно быть обильного бурления. Незначительное количество пузырьков допустимо и опасаться этого не стоит. Спустя 3 часа после появления «кипения» можно отключить источник электрического тока.

ремонт корпуса

Длительное кипение электролита приведет к поломке аккумулятора

Избегайте ситуаций, когда аккумулятор кипит более трех часов. Это чревато потерей его работоспособности. Самая незначительная неприятность, которая может случиться – падение уровня электролита. Для необслуживаемых АКБ такая проблема фатальна.


Кроме того, при длительном процессе электролиза воды аккумулятор выйдет из строя. Сначала появится свинцовый осадок на дне банок, который приведет к замыканию. Затем, по мере развития химического процесса разрушатся свинцовые пластины.

Выделяющийся при электролизе гремучий газ опасен. Соблюдайте следующие правила зарядки аккумуляторов, чтобы продлить срок их службы и обезопасить себя.

  1. Перед началом зарядки выкрутите все пробки. Это правило актуально даже для устройств, снабженных предохранительными клапанами. Они справляются со своей задачей при эксплуатации, но во время зарядки станут препятствием для выхода газа.
  2. Не ставьте аккумулятор возле источников открытого и закрытого огня, не курите, не трогайте клеммы. Это убережет от взрыва.
  3. Заряжайте в хорошо вентилируемом помещении.

Если вы заряжаете на открытом воздухе – следите, чтобы в банки не попал мусор. Достать его вы не сможете, а даже малейшая частица может застрять между свинцовыми пластинами и привести к короткому замыканию.

Устранение возможных проблем

У автомобилистов может возникнуть ситуация, когда кипение происходит, но аккумулятор не заряжается. Обычно это случается при снижении уровня электролита в банках. Если аккумулятор необслуживаемый – его придется выкинуть. В остальных случаях можно попробовать реанимировать с помощью нашей инструкции:

  1. Открутите одну пробку.
  2. Аккуратно слейте электролит в стеклянную банку.
  3. Обратите внимание на его цвет (в норме прозрачный, при осыпании пластин – темный).
  4. Если цвет не изменился – залейте электролит до нужного уровня и закрутите пробку.
  5. Повторите предыдущие операции с каждой банкой, затем подключите ЗУ.

С помощью инструкции вы сможете определить, что вызвало проблему. Если электролит прозрачный во всех банках – значит причина в снижении его уровня. Это бывает при длительном хранении батареи, нарушении герметичности корпуса или пробок. Если же электролит мутный – это значит, что свинцовые пластины осыпались и произошло замыкание. В зависимости от степени повреждения можно попробовать отремонтировать АКБ самостоятельно.

способы устранения неисправностей

Умеренное кипение аккумуляторной батареи — это нормальный процесс

Во время зарядки аккумулятора одна банка не кипит – поиск причин

Среди проблем, возникающих во время зарядки, наиболее частой является ситуация, при которой не кипят одна или две банки. Это свидетельствует о выходе отсека из строя – полном разрушении свинцовых пластин или коротком замыкании между ними.

В первом случае аккумулятор восстановить не удастся. Даже если у вас получится поменять свинцовые пластины, то через некоторое время «накроется» следующая банка. Процесс пойдет по нарастающей и АКБ все равно придется выбросить.

Определить, что случилось с банкой, вы можете по инструкции, которую мы указали выше. При замыкании между пластинами электролит не изменит цвет. Если у вас именно этот случай, аккумулятор можно попробовать реанимировать.

  1. Слейте электролит с неработающей банки.
  2. Попробуйте встряхнуть АКБ. Если проблема вызвана застрявшем между пластинами мусоре, то при тряске он упадет на дно банки.
  3. Промойте отсек 2-3 раза кипяченой водой (залили/слили).
  4. Залейте промытую банку электролитом нужной плотности.
  5. Подключите зарядное устройство и проверьте, заряжается ли АКБ.

В некоторых случаях такие примитивные меры помогают, и аккумулятор возвращается к жизни. Если банка по-прежнему не кипит – придется делать «вскрытие».

  1. Слейте электролит.
  2. Срежьте верхнюю часть отсека.
  3. Решетка каждого из отсеков соединяется друг с другом свинцовой пластиной, разрежьте ее.
  4. Вытащите пакет свинцовых пластин.
  5. Осмотрите его.

Между пластинами расположены пластиковые изоляторы. Иногда их целостность нарушается и пластины касаются друг друга. Этого быть не должно. Аккуратно выровняйте их, проверьте, нет ли в блоке других нарушений. Если все в порядке – собирайте аккумулятор.

Бывают случаи, когда от решетки отделяется небольшая секция (мастера ее обзывают «коротышом»). Расстояние между пластинами незначительное, «коротыш» встает поперек, происходит замыкание банки. С помощью спицы или пинцета осторожно уберите его.

Устранив проблему, приступайте к сборке в обратном порядке.

  1. Осторожно поместите свинцовый блок обратно в банку.
  2. Спаяйте свинцовую планку.
  3. Посадите на клей срезанную верхнюю пластиковую часть (лучше не склеивать, а спаивать).
  4. Залейте электролит нужной плотности.
  5. Подключите зарядное устройство.

Часто, проделав все манипуляции по восстановлению АКБ и подключив ее к ЗУ, человек с огорчением замечает, что банка снова не кипит. Это объяснимо. Емкость каждой банки примерно 2,5 В. Вы уже пытались заряжать аккумулятор, поэтому работоспособные банки набрали нужный заряд и кипят, а тот отсек, который вы ремонтировали, еще не заряжен. Поучается неравномерная зарядка.

Чтобы решить проблему, нужно выровнять уровень заряда в каждой банке. Для этого подключите к клеммам АКБ провода, а к ним – автомобильную лампочку. Нагрузка не должна быть большой, потому автомобильная лампочка – оптимальный вариант. Оставьте все на несколько суток. Такое нехитрое приспособление разрядит все отсеки до нуля.

Ставьте АКБ на малый ток (10 % от емкости батареи). Например, если у вас аккумулятор емкостью 55 А-ч, подавайте ток силой 4-5 А. В этом случае зарядка длится дольше, но каждая банка получает необходимый заряд. Через сутки-двое должны начать кипеть все банки.

Подведем итоги

Теперь вы знаете ответ на вопрос, должна ли кипеть аккумуляторная батарея при зарядке. Бурление – это нормальный процесс, который указывает на то, что АКБ достигла нужного уровня заряда. При соблюдении техники безопасности и правил зарядки «кипение» не представляет опасности.

Что касается устранения причин отсутствия кипения в банке – решать вам. Мастера неохотно берутся за восстановление, поэтому если чувствуете, что можете не справиться с ремонтом – купите новый аккумулятор и не мучайтесь.

Читайте также:

  • V-образный двигательV-образный двигатель

    Одним из ныне популярных видов двигателей внутреннего сгорания является V-образный двигатель. Этот вид моторов считается одной из стадий развития ДВС, поэтому его появление считается вполне логичным и не ассоциируется как великое достижение. История создания V-образного двигателя и его технические особенности – тема нашей сегодняшней ...

  • подключение к бортовой сетиКак безопасно и эффективно прикуривать аккумулятор от другого автомобиля

    Владельцы автомобилей в любой момент могут получить непредвиденный «сюрприз» от стального друга. Одна из неприятностей – потеря заряда аккумуляторной батареей, которая случается в самый неподходящий момент. Хорошо, если это произошло в гараже, где есть зарядное устройство и можно подзарядить АКБ. Но когда неприятность случилась в дороге, посреди улицы, как выйти из этой ситуации? Запуск ...

  • Сажевый фильтрСажевый фильтр

    В связи с ужесточением экологических норм для легковых автомобилей с дизельным двигателем, условно весь комплекс параметров назван стандартом Евро-5, наличие сажевого фильтра является обязательным. Поэтому отвечая на вопрос, - "что такое сажевый фильтр и для чего он нужен? ", - можно отметить, что это очередная разработка, направленная на уменьшение количества вредных веществ, а именно, сажи ...

© 2011 - 2017 Про Тачку. Все права защищены | Контакты