Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе?


Одна из ключевых ролей в автомобиле отведена аккумулятору. Но срок его эксплуатации ограничен и не превышает 3-5 лет, в зависимости от назначения и технологии изготовления. Высокая стоимость источника питания наводит владельцев автотранспорта на мысль о продлении срока службы, а значит, при определенных обстоятельствах, требуется полная замена электролита в аккумуляторе.

разновидности аккумуляторных батарей

В статье мы рассмотрим, как работают АКБ, как провести подготовку к смене электролитической жидкости и дадим рекомендации о том, как заменить электролит самостоятельно без помощи автосервиса, видео урок поможет досконально разобраться в этом вопросе. Особое внимание уделим правилам безопасности при работе с раствором: в его состав входит кислота, которая может разрушить корпус АКБ и привести к химическим ожогам кожи.


Можно ли менять электролит в аккумуляторе?

Споры о том, можно ли поменять электролит, регулярно проходят между сторонниками и противниками замены. Каждая сторона дебатов приводит свои обоснования, в которых присутствует доля истины.

Сторонники считают, что без замены электролита невозможно полноценно «реанимировать» аккумулятор автомобиля. Жидкость должна иметь определенную плотность, которая, в процессе эксплуатации, неуклонно снижается. Заправка АКБ новым электролитом способствует восстановлению емкости в каждой банке и исходному значению выдаваемого напряжения. Тем самым продлевается срок эксплуатации источника питания.


Противники объясняют свое мнение тем, что слить весь электролит из банок невозможно. Действительно, если подойти к решению проблемы без знания ее особенностей, часть электролитической жидкости останется на дне банок. При добавлении нового электролита может измениться плотность раствора в отсеках, что приведет к нарушению химических процессов и выходу из строя источника питания. Да и сульфатацию не всегда можно устранить полностью.

Чтобы понять, кто прав и как поменять электролит, не нарушая регламентированной плотности, рассмотрим устройство аккумулятора.

Источники электроэнергии конструктивно изготовлены довольно просто. В корпус, разделенный на 6 отсеков («банок») вставляются положительные и отрицательные электроды, спаянные последовательно. Их количество зависит от емкости аккумуляторной батареи. Между электродами вставляются пористые диэлектрические прокладки (сепараторы), которые не допускают короткого замыкания при эксплуатации батареи.

Каждый отсек заливается химическим соединением (электролитом) определенной плотности. Между раствором и свинцовыми пластинами происходит химическая реакция, которая вызывает образование электрического тока. Нормальное функционирование батареи зависит от количества и плотности электролита.

Ухудшение качества раствора приводит к ухудшению химических процессов. Возникают осадки, помутнения, испаряется вода. Как результат, электродам не с чем контактировать, снижается количество вырабатываемого тока. Чтобы восстановить работоспособность электрической установки, необходимо поменять электролит. Если это сделать правильно и слить всю старую жидкость из каждой банки, то проблем с работоспособностью АКБ не возникнет.

подготовка АКБ

Замена электролитической жидкости может продлить срок службы аккумулятора.

Получается, что менять электролит можно, если действовать осторожно и со знанием дела. Лишь при отсутствии навыков в этих вопросах лучше довериться опытным аккумуляторщикам или купить новый источник питания.

Как поменять электролит в автомобильном аккумуляторе правильно

Вы уже знаете, что в состав аккумуляторного электролита входит кислота. Ее концентрация в растворе незначительна, однако при попадании капель на открытые участки тела может возникнуть химический ожог. Чтобы этого избежать, аккуратно заправляйте аккумулятор электролитом, защитите глаза, кожу и органы дыхания от его воздействия.

При попадании раствора в глаза или на кожу незамедлительно промойте область поражения большим количеством воды. После чего обратитесь к врачу. Это поможет избежать проблем со здоровьем.

Заливка электролита в АКБ происходит в три этапа. Разберем каждый подробнее и остановимся на нюансах.

Сливаем электролит и промываем аккумулятор

Если потребовалось заменить электролит, значит, в банках начались необратимые процессы – появление осадка, снижение плотности раствора, сульфатация, деструктуризация свинцовых электродов. Все это приводит к появлению в отсеках посторонних примесей, которых быть не должно. Поэтому работы начинаются со сливания кислоты и промывки аккумулятора. Если вы не знаете, как правильно это сделать – воспользуйтесь нашей инструкцией.

  1. Зарядите АКБ в течение 2-3 часов минимальным током.
  2. Отключите ЗУ (зарядное устройство), дайте электролиту остыть.
  3. Аккуратно переверните аккумулятор и слейте электролит.
  4. С помощью спринцовки или шприца залейте в каждую банку дистиллированную воду, затем слейте ее.
  5. Проводите операцию до тех пор, пока вода не станет чистой.
  6. Сделайте содовый раствор (столовая ложка соды на 1 л дистиллята)
  7. Залейте приготовленную жидкость в банки, подождите 3 часа затем слейте.
  8. Сделайте солевой раствор по такому же рецепту, залейте в банки и подключите ЗУ на 1 час.
  9. Слейте солевой раствор и снова промойте отсеки дистиллированной водой.
  10. Теперь залейте содовый раствор (40 г соды/1 л дистиллированной воды), подключите ЗУ на 2-3 часа.
  11. Слейте содовый раствор, промойте банки дистиллированной водой.

Пусть вас не пугает такой сложный метод. Последовательная промывка банок разными растворами удалит все инородные примеси. Если же не делать подобных операций – придется просверливать отверстия на дне корпуса, чтобы полностью очистить отсеки. При этом нарушится герметичность аккумулятора, качественно восстановить которую не всегда возможно.

Чтобы хорошо промыть аккумулятор рекомендуем пользоваться спринцовкой или шприцом без иглы, «откачивая» жидкость. Так вы будете уверены в том, что старого электролита и примесей не осталось.

Теперь АКБ готова к заливке нового электролита.

Заливаем в аккумулятор новый электролит

Перед заправкой аккумулятора электролитом, его необходимо подготовить. Стандартная плотность продающегося электролита составляет 1,40г/см3, оптимальная – 1,28 г/см3. Рабочая плотность достигается изменением концентрации, путем разбавления дистиллированной водой. Но лучше поискать готовое соединение серной кислоты, оптимальной концентрации. Перед заливкой электролита плотность проверяется ареометром.

измерение плотности

Контролируйте плотность электролита перед заливкой в аккумулятор

Заливка производится с использованием нехитрых приспособлений:

  • лейки;
  • резиновых перчаток;
  • груши (спринцовки) для регулировки уровня;
  • стеклянной емкости;
  • ареометра.

Согласно руководству по эксплуатации и справочников, предварительно определяется объем «банки», для подготовки количества заливаемой смеси. Сделать это можно, если знать емкость аккумулятора. Подробнее читайте в этой статье.

Следующий шаг – последовательное, равномерное заполнение емкостей. Лишняя жидкость удаляется с помощью резиновой груши, поверхность корпуса АКБ тщательно протирается насухо.

В случае остаточных явлений сульфатации, добавьте специальные присадки (на выбор):

  • Reductant 14;
  • Омега;
  • Powerbatt;
  • Импульс;
  • Мечта.

Выдержите АКБ двое суток – подождите, пока растворятся присадки. По истечении этого времени можно проверять источник электроэнергии.

Проверка заправленного аккумулятора

Проверка аккумулятора заключается в зарядке обычным ЗУ, с напряжением 12 V. Перед зарядкой выкручиваются предохранительные пробки, к клеммам аккумуляторной батареи подключаются контакты зарядного прибора. Первичную зарядку производите током, не превышающим 0,1 А. Зарядка проводится циклами – заряд, разряд.

Источник питания заряжается до напряжения минимум 2,4 V, каждой банки и на клеммах не менее 12,6 – 12,7 V. Такими действиями повышаются технические параметры вышедшей из строя АКБ – по характеристикам она приближается к первоначальному состоянию.

При достижении номинального напряжения, зарядный ток рекомендуется уменьшить в 2 раза. Когда плотность стабильная и не изменяется, зарядка прекращается.

Бывает так, что причиной ухудшения работы АКБ являются электроды. В этом случае «реанимация» не помогает. Единственный выход – менять энергетическую установку.

Каким может быть результат замены электролита

В некоторых случаях, после замены электролита и последующей зарядки, аккумуляторная батарея восстанавливается полностью. При этом срок эксплуатации не будет длительным, не более года (иногда 2-3 дня).

Но не исключено, что замена электролита в автомобильном аккумуляторе не даст никакого результата. Это актуально для некоторых современных моделей необслуживаемых АКБ. Их конструкция такова, что электроды установлены в сепараторах-конвертах. Осадок выпадает не на дно банки, а остается в самом конверте и вымыть его невозможно даже сильным напором воды. Поэтому электролит менять можно, но только в обслуживаемых АКБ. В иных случаях лучше купить новый элемент питания и не терять время.

Читайте также:

  • техническое обслуживание аккумуляторной батареиЧто доливают в автомобильный аккумулятор: воду или электролит

    Работоспособность импортной аккумуляторной батареи снижается через 5-6 лет. Срок службы российских АКБ – не более двух лет. На ухудшение параметров влияют различные физико-химические процессы в электролите, в результате которых изменяется его плотность, соответственно, и выдаваемая сила тока. С проблемой можно справиться, если контролировать уровень жидкости в банках батареи. Вот тут-то у ...

  • flr72cbs8vwyПроверка утечки тока в автомобиле мультиметром

    Владельцам авто, чьи АКБ отслужили свой расчетный эксплуатационный срок (3-5 лет), стоит быть морально готовым к внезапной разрядке. Если же исправная аккумуляторная батарея стала разряжаться после стоянки - значит, появился скрытый потребитель. Рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и способы устранения неисправностей. Причины возникновения утечки Утечкой тока ...

  • Список самых угоняемых автомобилейСписок самых угоняемых автомобилей

    Выбор автомобиля подразумевает под собой рассмотрение множества факторов. Например, стоимость и надежность. Но также немаловажным моментом является возможность противостоять угону.

© 2011 - 2017 Про Тачку. Все права защищены | Контакты