Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе?

Одна из ключевых ролей в автомобиле отведена аккумулятору. Но срок его эксплуатации ограничен и не превышает 3 — 5 лет (в зависимости от назначения и технологии изготовления). Высокая стоимость источника питания наводит владельцев автотранспорта на мысль о продлении его срока службы различными способами. В статье мы расскажем о том, как заменить электролит в аккумуляторной батарее самостоятельно без помощи автосервиса. Особое внимание уделим правилам безопасности при работе с раствором: в его состав входит кислота, которая может разрушить корпус АКБ и привести к химическим ожогам кожи.

разновидности аккумуляторных батарей

Можно ли менять электролит?

Споры о целесообразности выполнения данной операции регулярно проходят между автомастерами, каждая сторона дебатов приводит свои обоснования, в которых присутствует доля истины. Сторонники считают, что без замены электролита невозможно полноценно «реанимировать» аккумулятор автомобиля. Жидкость должна иметь определенную плотность, которая в процессе эксплуатации неуклонно снижается. Заправка АКБ новым электролитом способствует восстановлению емкости в каждой банке, и таким образом продлевается срок службы источника питания.

Противники объясняют свою позицию тем, что слить весь электролит из банок невозможно. Действительно, если халатно подойти к решению проблемы, то часть жидкости останется на дне банок. При добавлении нового электролита может измениться плотность раствора в отсеках, что приведет к нарушению химических процессов и выходу из строя источника питания. Да и сульфатацию не всегда можно устранить полностью.

Чтобы понять, кто прав, рассмотрим устройство аккумулятора. Источник питания имеет довольно простую конструкцию — в корпус, разделенный на 6 отсеков, вставлены электроды. Их количество зависит от емкости аккумуляторной батареи. Между электродами размещены пористые диэлектрические прокладки, которые не допускают короткого замыкания при эксплуатации АКБ. Каждый отсек заливается электролитом определенной плотности. Между раствором и свинцовыми пластинами происходит химическая реакция, которая и создает электрический ток. При этом нормальное функционирование батареи зависит от количества и плотности электролита.

Ухудшение качества раствора приводит к нарушению химических процессов — возникают осадки, помутнения, испаряется вода. В результате этого снижается напряжение на клеммах батареи. Чтобы восстановить работоспособность источника питания, необходимо поменять электролит. Если это сделать правильно (предварительно слить всю жидкость из каждой банки), то проблем в дальнейшем не возникнет.

подготовка АКБ

Получается, что менять электролитический раствор можно, если действовать осторожно и со знанием дела. Лишь при отсутствии навыков в этих вопросах лучше довериться опытным мастерам или купить новый источник питания.

Что необходимо знать перед выполнением работы?

Вы уже знаете, что в состав аккумуляторного электролита входит кислота. Ее концентрация в растворе незначительна, однако при попадании капель на открытые участки тела может возникнуть химический ожог. Чтобы этого избежать, перед выполнением операции защитите глаза, кожу и органы дыхания от вредного воздействия.

При попадании раствора в глаза или на кожу сразу же промойте область поражения большим количеством воды, после чего обратитесь к врачу. Это поможет избежать проблем со здоровьем.

Сливаем электролит и промываем аккумулятор

Если потребовалось заменить электролитический раствор, значит, в банках начались необратимые процессы – появление осадка, снижение плотности электролита, сульфатация, деструктуризация свинцовых электродов. Все это приводит к появлению в отсеках посторонних примесей. Поэтому работы начинаются со слива жидкости и промывки аккумулятора. Если вы не знаете, как правильно это сделать – воспользуйтесь нашей инструкцией.

  1. Зарядите АКБ в течение 2-3 часов минимальным током.
  2. Отключите зарядное устройство и дайте электролиту остыть.
  3. Аккуратно переверните аккумулятор и слейте жидкость.
  4. С помощью спринцовки или шприца заполните каждую банку дистиллированной водой, затем слейте ее. Повторяйте операцию до тех пор, пока вода не станет чистой.
  5. Сделайте содовый раствор (столовая ложка соды на 1 л дистиллята).
  6. Залейте приготовленную жидкость в банки, подождите 3 часа, а затем слейте.
  7. Сделайте солевой раствор по такому же рецепту, заполните им отсеки и подключите ЗУ на 1 час.
  8. Слейте жидкость и снова промойте банки дистиллированной водой.
  9. Теперь залейте содовый раствор и подключите ЗУ на 2 -3 часа.
  10. Слейте жидкость и промойте отсеки.

Пусть вас не пугает такой сложный метод. Последовательная промывка банок разными растворами удалит все инородные примеси. Если же не делать подобных операций – придется просверливать отверстия на дне корпуса, чтобы полностью очистить отсеки. При этом нарушится герметичность АКБ, качественно восстановить которую не всегда возможно.

Чтобы хорошо промыть аккумулятор, рекомендуем пользоваться спринцовкой или шприцом без иглы для откачивания жидкости. Так вы будете уверены в том, что старого электролита и примесей не осталось.

Заливаем новый электролит

Перед выполнением операции необходимо подготовить достаточное количество электролита. Вычислить внутренний объем батареи можно по ее емкости, для этого существует специальная таблица. Стандартная плотность продающегося раствора составляет 1,40г/куб. см, оптимальная – 1,28 г/куб. см. Рабочая плотность достигается снижением концентрации кислоты, для разбавления используется дистиллированная вода.

измерение плотности

Для работы понадобятся следующие инструменты:

Если все необходимое у нас есть, тогда приступаем к следующему шагу – последовательному и равномерному заполнению отсеков приготовленным раствором. Лишняя жидкость удаляется с помощью резиновой груши, поверхность корпуса АКБ тщательно протирается насухо.

В случае наличия на свинцовых пластинах признаков сульфатации, добавьте специальную присадку (на выбор):

После выполнения вышеописанных операций оставляем АКБ на двое суток, так как необходимо подождать, пока растворятся присадки. По истечении этого времени можно проверять источник питания.

Проверяем заправленную аккумуляторную батарею

Проверка АКБ заключается в ее зарядке обычным ЗУ. При этом необходимо выкрутить предохранительные пробки на корпусе батареи. Первичную зарядку производите током, не превышающим 0,1 А.

Источник питания заряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах батареи не достигнет 12,6 – 12,7 Вольт. Такими действиями повышаются технические параметры АКБ. При достижении номинального напряжения, зарядный ток рекомендуется уменьшить в 2 раза. Зарядка прекращается, когда плотность раствора достигает стабильного значения.

Бывает так, что причиной ухудшения работоспособности АКБ являются электроды. В этом случае «реанимация» не помогает. Единственный выход – покупать новый источник питания.

Каким может быть результат?

В некоторых случаях операции, описанные в данной статье, помогают полностью восстановить батарею. При этом срок ее эксплуатации не будет длительным: 0,5 — 1 год (иногда 2-3 дня). Но не исключено, что замена электролита в автомобильном аккумуляторе не даст никакого результата. Это актуально для некоторых современных моделей необслуживаемых АКБ. Их конструкция такова, что электроды установлены в сепараторах-конвертах. Осадок выпадает не на дно банки, а остается в самом конверте и вымыть его невозможно даже сильным напором воды. Поэтому электролит менять можно, но только в обслуживаемых батареях. В других случаях лучше купить новую АКБ и не терять время.

Читайте также:

  • Многорычажная подвескаМногорычажная подвеска

    Преимущественное большинство легковых автомобилей на сегодняшний день оснащаются многорычажной подвеской. Несмотря на то, что ее конструкция довольно сложна и дорога, независимая многорычажная подвеска обеспечивает автомобиль необходимой управляемостью и уровнем комфорта, что, несомненно, является главными ее ...

  • Как купить автомобиль в Литве?Как купить автомобиль в Литве?

    По причине нехватки денег многие люди отдают предпочтение не новым автомобилям, а подержанным. Но те, кто смелее и умнее, идут еще дальше – покупают автомобиль за рубежом. Действительно, если разобраться, то осуществлять покупку автомобиля в европейских странах, с последующей перевозкой в родную страну намного лучше по нескольким причинам: во-первых, в Европе цены на автомобиле на порядок ...

  • Нужно ли прогревать машину?Нужно ли прогревать машину?

    Издавна среди автомобилистов бытует вопрос – зачем прогревать машину и нужно ли вообще это делать? Разумеется, находятся как сторонники этой процедуры, так и противники – вполне типовая ситуация. Мы же углубимся в этом вопросе и поговорим о том, нужно ли прогревать машину не только зимой, но и ...

© 2011 - 2018 Про Тачку. Все права защищены | Контакты