Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие неисправности.
Содержание

Виды автомобильных источников питания
В рамках этой статьи будем говорить о кислотных аккумуляторах, устанавливающихся на большинстве автомобилей и мотоциклов. Их конструкция предельно проста: в отсеки-банки погружаются свинцовые пластины, выполняющие функции электродов. Банки заливаются раствором электролита, в результате чего между ним и пластинами возникают химические и физические реакции, в результате которых образуется электрический ток.
Условно кислотно-свинцовые аккумуляторы можно разделить на три вида, каждый из которых отличается некоторыми нюансами обслуживания.
- Обслуживаемые – в настоящее время используются редко. Эксплуатация требует соблюдения предписанного регламента ТО и некоторых знаний электротехники.
- Необслуживаемые или «безуходные». Контроль за состоянием минимальный, работы по обслуживанию практически не проводятся.
- Малообслуживаемые. Являются промежуточным звеном между первыми двумя видами. Из текущих работ необходим контроль уровня электролита и его плотности.
Инновационные АКБ – гелиевые или AGM, требуют иного подхода к обслуживанию, потому в этой статье рассматриваться не будут.
Методы диагностики
Умение самостоятельно определять параметры и состояние аккумулятора позволяет не только проводить профилактические работы, но и значительно продлить срок службы устройства. Начнем от наиболее простых способов, постепенно перейдем к более сложным.
Визуальный осмотр
Проводится раз в неделю или после длительной поездки. Перед осмотром аккумулятор извлекается, с него аккуратно счищаются грязь и пыль. Если обнаружены следы электролита – их нужно присыпать щелочью, например, пищевой содой.
После очистки необходимо осмотреть корпус аккумулятора – на нем не должно быть трещин, сколов, а пробки банок должны быть плотно закручены.
Если вы обнаружили нарушение целостности корпуса, можно смело подозревать снижение уровня электролита или разрушение свинцовых пластин. Скорее всего такой источник питания придется заменить – качественно восстановить герметичность корпуса очень сложно. Но даже если внешне все в порядке, диагностику следует продолжать.
Определение уровня электролита
Даже в целом аккумуляторе уровень электролита постоянно снижается. При подаче напряжения на электроды в банках начинается процесс гидролиза, в результате которого часть воды испаряется.
Инструменты для ухода за аккумулятором
Современные модели необслуживаемых АКБ оснащены банками особой конструкции, которые «улавливают» испарения. Поэтому снижение уровня в «безуходном» аккумуляторе говорит о нарушении целостности его корпуса, а в батареях другого типа – нормальное явление.
Проверить уровень можно следующими способами:
- По контрольным меткам (в норме граница на шкале будет находиться между значениями min и max).
- С помощью мениска – выпуклость жидкости в отверстии банки, свидетельствующая о нормальном уровне электролита.
- С помощью стеклянной трубки. Ее опускают в банку, один конец затыкают пальцем, затем трубку извлекают. В норме должно быть 1,5 см жидкости.
В случаях, когда уровень электролита выше необходимого, излишки можно откачать с помощью резиновой спринцовки или шприца без иглы. Делать это нужно осторожно, чтобы электролит не попал на кожу.
Определение плотности электролита
Еще один метод диагностики, который не применяется лишь в аккумуляторах необслуживаемого типа. Они оснащены специальным индикатором, который меняет цвет, в зависимости от плотности.
Чтобы проверить плотность электролита в обслуживаемых АКБ нужен ареометр. Кончик прибора опускается в банку, с помощью резиновой груши «закачивается» электролит. Прибор держится так, чтобы поплавок не касался стенок. Как только поплавок перестанет качаться нужно обратить внимание на шкалу. Значение, напротив которого остановилась верхняя часть поплавка, и есть показатель плотности электролита.
Заметим, что показатели могут отличаться от температуры воздуха и самой электролитической жидкости. Чтобы не сделать ошибочные выводы сверьтесь с нашей таблицей поправок к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита.
Температура 0С | Поправка к показателям (г/см3) |
-55… -41 | -0,05 |
-40… -26 | -0,04 |
-15… -11 | -0,03 |
-10… +4 | -0,02 |
5-19 | -0,01 |
20-30 | — |
31-45 | +0,01 |
46-60 | +0,02 |
Если выяснится, что показатели отличаются от нормальных, потребуется корректировка плотности.
Проверка заряда батареи
Если проверка плотности электролита проводится два раза в год, то измерение уровня заряда не является обязательной работой. Диагностику проводят лишь в сомнительных случаях, в основном, когда аккумулятор быстро садится.
По напряжению можно понять, в каком состоянии АКБ.
Наиболее простой способ – применение вольтметра или мультиметра. Зная напряжение на выводах можно с легкостью рассчитать уровень заряда аккумуляторной батареи (см. таблицу)
Напряжение (В) | Уровень заряда (%) |
12,6-12,9 | 100 |
12,3 | 75 |
12,1 | 50 |
11,8 | 25 |
11,5 | 0 |
Диагностика состояния системы заряда
Несмотря на то, что эта процедура напрямую не относится к диагностике состояния аккумулятора, обойтись без нее невозможно. От того, насколько полно и правильно заряжается аккумулятор во время езды, зависят его характеристики.
Генератор автомобиля должен обеспечивать подачу напряжения, покрывающую текущие расходы. В идеале – даже если включена всё штатное электрооборудование, АКБ должна заряжаться. Проверить, исправен ли генератор, можно несколькими способами.
- При оборотах 2000 об/мин величина подаваемого генератором напряжения должна быть 15,10 В при морозе и 13,80 В при жаре.
- Можно запустить двигатель, слегка прогреть его и установить обороты 1500 об/мин. При этом напряжение на клеммах батареи должно быть в пределах 13,8-14,8 В.
- При работающем двигателе включите все штатные электроприборы, включая стеклоочистители. Потребление электричества при этом увеличится, но напряжение на клеммах источника питания не опустится ниже 13,1 В.
Если в результате замеров выяснится, что они меньше нормальных, значит имеются неполадки в системе заряда АКБ. Чаще всего речь идет об ослабленном ремне генератора или окисле контактов. В такой ситуации, перед тем как обслуживать сам аккумулятор автомобиля, правильнее будет принять меры к восстановлению работоспособности генератора.
Техника безопасности при выполнении работ
Чтобы диагностика и обслуживание автомобильного аккумулятора не причинили хлопот и не стали поводом для обращения к травматологу, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
- При зарядке выделяется водород – не допускайте искры и открытого огня.
- Все работы по ТО аккумулятора проводите в проветриваемом помещении.
- Следите, чтобы электролит не попал на глаза и отрытые участки тела.
- Не допускайте подачу напряжения, не соответствующего параметрам АКБ.
- Замеры и прочие работы проводите сертифицированным оборудованием.
Соблюдение этих нехитрых рекомендаций поможет провести обслуживание аккумуляторных батарей без проблем и будет способствовать увеличению срока их эксплуатации.
Профилактика проблем с АКБ
Любые диагностические мероприятия станут бесполезными, если неправильно эксплуатировать аккумуляторную батарею. Наоборот, соблюдая меры профилактики, можно увеличить срок службы АКБ и качество ее работы. О чем нужно знать каждому автомобилисту?
- Для зарядки необслуживаемой батареи лучше использовать ЗУ с автоматической регулировкой напряжения.
- При снижении уровня электролита восстанавливать исходное значение нужно с помощью дистиллированной воды.
- Примерно раз в месяц нужно осматривать и чистить клеммы АКБ.
- Перед наступлением морозов желательно замерить напряжение, выдаваемое аккумулятором. Уже при температуре -10 0С емкость может снизиться на 20 %, а при температуре -30 0С – до 50 %.
- Периодически проверяйте ток утечки, чтобы не столкнуться с ситуацией, при которой аккумулятор неожиданно сядет.
Подведем итоги
Если разобраться, то обслуживание аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками, не прибегая к помощи дорогостоящих автосервисов. После интенсивной езды осматривайте аккумуляторную батарею, измеряйте уровень и плотность электролита в обслуживаемых источниках питания. Такие меры помогут поддерживать АКБ в рабочем состоянии и способствуют профилактике различных поломок.
Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром |
|
Владельцам авто, чьи АКБ отслужили свой расчетный эксплуатационный срок (3-5 лет), стоит быть морально готовым к внезапной разрядке. Если же исправная аккумуляторная батарея стала разряжаться после стоянки — значит, появился […] |
Как выбрать свечи зажигания для автомобиля? |
|
Любой водитель может столкнуться со сбоями в работе мотора, которые вызваны неисправностями в системе зажигания. Чтобы устранить подобные неполадки, иногда достаточно просто приобрести новые свечи. Сегодня множество магазинов предлагают купить […] |
Что такое AGM аккумуляторы и о чем нужно знать автовладельцам |
|
Большинство автолюбителей считают, что существуют лишь классические кислотно-щелочные аккумуляторы (EFB), более продвинутые расскажут, что есть еще и гелиевые источники питания (GEL). Но мало кто знает о такой технологии для производства […] |